Кинематограф Terra inkognita
Надежды юношей питают — классики жанра, характерная для сложившейся ситуации вокруг Азеркино за четверть века нового столетия. Обновлённый союз кинематографистов после всевозможных юридических абгрейтов, подобно необъезженному жеребцу стартанул с места в карьер, представив публикt четыре короткометражных фильма, снятых кинематографической молодёжью Азербайджана.
Рывок азербайджанского молодого кино анонсировался слоганом: «Новое поколение, новое дыхание, новый взор» (Yeni nəsil, yeni nəfəs, yeni nəzər). Важной и значимой миссией просвещения (оказавшейся очень даже выполнимой) руководит оргсекретарь Союза Кинематографистов Азербайджана Али-Иса Джаббаров. По его инициативе созданы киножурналы, информационные ресурсы пропагандирующие национальное кино, знакомящие с классикой мирового кино, а также рассказывающие о новинках фестивальных трендов. Для презентации выбрана площадка киноцентра «Низами». Последние десятилетия, будем откровенны — данное пространство производило весьма тягостное впечатление, в первую очередь из-за множества технических и особенно кадровых проблем. Но основной проблемой являлось практически полное отсутствие зрителей, и в вечерние часы один из центровых кинотеатров столицы закрывал входные двери, погружаясь в безнадёжный и беспросветный мрак.
Тем не менее с недавних пор, в полном соответствии с русской классикой — в этом тёмном царстве блеснул наконец-то луч надежды кинопроектора, а именно — назначение на директорскую позицию делового кинематографиста Али-Саттара Гулиева, поддержавшего эту новаторскую инициативу Союза Кинематографистов. Отметим в скобках — продюсер и режиссер Али-Саттар уже не одно десятилетие корпит на ниве Азеркино.
Открывал показ один из опытных авторов-режиссеров нашей с вами современности, а именно — Новруз Хикмет уже 15 лет, как аффилирован с творческой жизнью украинского кинематографа, в частности — с самим Нариманом Алиевым. «Здесь пока тишина» (Burada hələlik sakitlikdir) Новруза Хикмета, поэтическая драма молодой пары, историей любви в неуловимых мгновениях с силуэтами лиц при контровом освещении интерьера и звучащие под шелест осенней листвы закадровые голоса — вот краткая квинтэссенция этой необычной картины. Навеяло зрительские воспоминания о фильмах Элияра Ищмухаммедова. Вся идиллия обрывается не финалом, а одним хлопком взрыва — словно обрыв синусоиды кардиограммы. Космополитический фильм-этюд создан в самом начале русско-украинского конфликта 2014-(15) гг. и по-своему стал зловещим предвестником будущей большой войны.
Фильмы «Красный цвет второй планеты» (İkinci planetin qırmızı rəngi) Азера Гулиева и «Два дня» (İki gün) Теймура Гамбарова, посвященные 44-дневной Отечественной войне, созданы в рамках тематической программы Министерства культуры Азербайджана «Большое возвращение» (Böyük qayıdış). Запуск состоялся в период руководства отделом кино незадачливого Руфата Гасанова и К… Тем не менее, несмотря на необходимый в данном случае официоз и обязательную цензуру — работы эти максимально отразили творческий полёт создателей, конечно же — в допустимых рамках вольнодумия.
В первом случае герой — неизвестный солдат, который проживает жизнь в сдвинутой реальности красного фотосинтеза, где в кислотном аффекте преодолевает живые мишени врагов. В едином порыве настает ощущения единства с победоносными марсианами, по сути невербальный контекст «Космического десанта» Поля Верхувена.
Во втором двухдневная жизнь героинь(мать-дочь) получивших известие с фронта о пропавшем без вести муже-отце — кормильце семьи. Пожалуй, впервые трагично (что естественно), и в то же время ярко показан тандем не формальных актрис наших милли театров, а вполне себе естественно сыгранный феминистский дуэт Тараны Велиевой и Мяляк Байрамлы!!! Ударным твистом фильма стал эпизод на танцполе некоего, условного кислотного клуба, когда сквозь смех и слёзы в ритмическом экстазе как бы уносятся в иное пространственное измерение.
В художественном кинематографе отсутствуют четкие границы жанра ратного и пацифистского фильма. Примерно то же самое как documentary-mockumentary. Финальная короткометражка «Вдали» (Uzaq) Даниэля Гулиева вписалась бонусом в (анти)военный контекст кураторского кинопоказа Али-Исы Джаббарова. Два брата каждый по своему и сам по себе прожигают жизнь социальных отбросов в одном из бакинских спальных микрорайонов. Судя по диалогам с обильной ненормативной лексикой, каждый из них и их компании люмпен-гагашей вполне мог быть контужен на войне, на которой, тем не менее найти себя легче, чем в ритме большого города.
Временами казалось, что они — реинкарнация трущобно-барачных героев «бакинского Шанхая» Теймура Гаджиева.
Очередная обнадёживающая (автор строк безнадёжный оптимист!) новая-новая волна Азеркино — это очередной фестивальный евро-формат на восточных окраинах Европы, пограничных с Азиатским укладом жизни, с жестким реализмом бытового и духовного социума. Самый наглядный пример устойчивой востребованности евро-зрителем такого рода продукции — фильмы румынской новой волны образца нулевых годов. Для данного формата характерны визуальная аскетичность: длинные-затяжные планы с треморной камерой, малоподвижная экспозиция. Темой чаще всего становятся социальные проблемы современности — чаще на благодатной ниве феминизма. Все это не сильно, а порой ярко было продемонстрировано в ставших культовыми кинокартинах жесткого румынского соцреализма авторов-режиссеров, таких, как Кристи Пую, Корнелиу Порумбойю и Кристиана Мунджиу.
Конечно, даже при очень большом желании трудно воспринять вышеуказанные короткометражки, как стопроцентный креатив авторского кино. Но не будем забывать, что в новом столетии/тысячелетии Азербайджан на кинематографической карте мира все ещё пребывает в статусе дебютанта, хоть периодически пробивающегося в официальные конкурсы продвинутых кинофестивалей, а порой даже в основные конкурсы фестов категории «А».
И всё же кинематографисты Азеркино для отборочных комиссий кинофестивалей по-прежнему остаются географической «Terra incognitа». Пока ещё….