ПОЧЕМУ ТЕАТРОВЕДЕНИЕ «ЕСТЬ», КИНОВЕДЕНИЕ «НЕТ»?
17-го марта в Союзе Кинематографистов Азербайджана прошло обсуждение посвящённое проблемам и развитию театроведения и киноведения. В дискуссии приняли участие заведуюший отделом «Театр, кино и телевидение» Института Архитектуры и Искусства НАНА, доктор философии по искуствоведению, главный редактор сайта «Teatro.az» Видади Гафаров, преподаватель кафедры «Театроведение», театровед Эльчин Джафаров,,театроведы Алия Дадашова, Эмин Алиев, Разима Исмаилова, Али Гаджилы, киновед Севда Султанова.
Севда Султанова касаясь нерадужного положения в области киноведения отметила, что невозможно найти молодых киноведов для привлечения в процесс работы сайта «Artlogos».
С.Султанова: «Время от времени в полемике с друзьями мы склоняемся к мысли, что театроведение «шагает» более быстрыми и широкими шагами. Наблюдаются новые авторы в сайте «Teatro.az», исследуется не только история театроведения, но и современные тенденции театроведения, разбираются спектакли».
Видади Гафаров объясняя причины этого положения привлёк внимание участников дискуссии к истории театроведения. В. Гафаров: «Традиции, история театроведения более глубоки. В 1945-ом году в Театральном Институте был создан факультет театроведения. В том же году при Академии действовал отдел театра и музыки. А в 1959-ом году отдел театра отделился. Только в конце 1960-х годов сформировался отдел театра и кино. У нас первый дипломированным театроведом является Рамиз Гейдар. Он известен также своими исследованиями о кино. Факультет киноведения был создан в Университете Культуры и Искусства только где-то в конце 1990-х годов. То есть, эти традиции, органнзационные и институтоционные вопросы сыграли свою роль».
На вопрос С.Султановой о том, что можно ли связать активность в сфере театроведения с такими маститыми именами нашего времени, как Айдын Талыбзаде, Исрафиль Исрафилов, Марьям Ализаде, Ильхам Рагимли, В.Гафаров ответил:
«Безусловно. Вообще, в истории театроведения были такие личности как Джафар Джафаров, Ингилаб Керимов, Аделя Алиева, Махмуд Аллахвердиев, Новруз Тахмазов, которые проводили весьма важные исследования. В 1970-80-х годах театроведение было особенно активным. Немаловажную роль сыграло подключение к этому процессу литератороведов. В нынешнее время Ильхам Рагимли, Марьям Ализаде свою позицию выражают чаще всего в монографических исследованиях, нежели в критических статьях. Активно занимающийся критикой только Айдын Талыбзаде. А для того, чтобы передать какой-то мессендж обществу критика, оценка текущего процесса просто необходима. Наше киноведение обделена этим качеством».
Включаясь в полемику Эльчин Джафаров затронул проблему старшего поколения киноведов, точнее, их бездействие и вытекающие отсюда пессимистические выводы.
Э.Джафаров: «У нас киноведением интенсивно следовало бы заниматься например, Аязу Салаеву. Хочу сказать, что представитель более старшего поколения Аяз Салаев можно сказать не уделяет внимание и время своей области, в то время как Айдын Талыбзаде очень активен в своей сфере и это достаточно действенно. Первая проблема здесь в том, что среди представителей старшего поколения вопросами кинокритики никто не занимается. Это только на первый взгляд положение театроведения кажется удовлетворяющим. На самом деле всё гораздо плохо. В Азербайджане не только театроведением, вообще, заниматься каким-либо «ведением» равняется адскому труду. В театроведческой судьбе моего поколения огромную роль сыграло общение с Вагифом Ибрагимоглу, наше привлечение в экспертную группу состоящую из молодых театроведов экспериментального театрального фестиваля «Заполненность пустого пространства». Мы поняли, что это нужное дело. Будучи руководителем «Аздрамы» Исрафиль Исрафилов, кажется это было в 2011-м году, предложил создать лабораторию из молодых театроведов. Мы планировали воплотить в жизнь много идей. Исрафиль муаллим пригласил Видади муаллима. Но потом как-то не сложилось. И тогда Видади муаллим попросил главного редактора газеты «Каспий» Натига Мамедли уделить нам отдельную страницу. Таким образом появилось приложение «Театр». Думаю, что за 9 лет в этом приложении увидели свет много интересных материалов. Это приложение сыграло очень важную роль. Сайт «Teatro.az» то же в свою очередь выполняет свою миссию в сегодняшнем театральном процессе».
В свою очередь В. Гафаров сделал акцент на таком явлении, как утеря поколения.
В. Гафаров: «…На самом деле приложение «Театр» сыграло решающую роль в возрождении театрального процесса. Моей основной задачей было вернуть имена театроведов как авторов. И ещё один нюанс – между мной и Эльчин муаллимом 24 года разницы в возрасте. То есть в обсуждаемом нами вопросе имеет место утеря поколения. Это было связано с 1990-мы годами. Но за то теперь между Эльчин муаллимом и молодыми театроведами разница в возрасте не такая уж большая».
Алия Дадашова в своём выступлении сочла нужным отметить, что ряд журналистов интенсивно писавших о театре очень удачно компенсировали утерю поколений.
А.Дадашова: «Видади муаллим отметил, что в 1990-е годы театроведение потерпело утерю поколений. Но в те годы в печати были интересные авторы. Несмотря на, что перед их именами не указывалось определение «театровед», публицисты-авторы выступали с очень интересными статьями. 1990-е годы остались в истории периодом оживления в сфере театра вообще. Появились новые театры. Моя дипломная работа была на тему Театр Пантомимы. Хорошо помню, Самира Бехбудгызы, Рамиля Гурбанлы, Тунзаля Бабаева активно писали на эту тему, делали интересные интервью, их рецензии были вполне качественными. То, что у нас язык выражения в театроведении красноречив, это связано с историей, с другой стороны, сам театр тоже не вчера родился. Отсюда и философность. У театра философская позиция и это привлекает людей. Они хотят быть как можно ближе к нему. И ещё один момент – театроведы учась в университете в обязательном порядке изучают драматургию. А это влияет на манеру выражения мыслей. Тогда как киноведы, например, Трюффо вынуждены читать на русском».
Представитель нового поколения театроведов Эмин Алиев поэтапно разобрал причины поставленного на обсуждение вопроса. Э.Алиев: «Почему между театроведением и киноведением существует пустота? Корни ответа на этот вопрос следует искать в университете. Нас вдохновляли писать наши учёные. Учителя нашей кафедры систематически пишут статьи. В беседах со студентами киноведения я замечал, что у них отсутствует мотивация. Во-вторых, дело в периодической печати. Мы знали, что наши статьи напечатаются или в газете «Каспий», или в сайте “Kulis”. Для киноведов такой возможности или не было, или они не замечали свои возможности. Третья сторона проблемы это пустота между театром и кинопроцессом. Ещё один интересный нюанс это то, что театральный процесс не развивался, а кино его опережало. И именно потому, что театральный процесс не развивался театроведы чувствовали ответственность что-то менять, развивать. Это привело к тому, что о театре появились интенсивные статьи. А из-за того, что кино развивалось киноведы не хотели писать о кино».
Разима Исмаилова выражая солидарность со своими коллегами по поводу вдохновлящей роли учителей театроведческого факультета отметила: «…Я тоже считаю, что эта пустота берёт своё начало от учителей. Айдын Талыбзаде нас заставлял писать. Отправил нескольких из нас в “Каспий». Потом мы познакомились с Эльчин муаллимом и таким образом остались в процессе. Именно благодаря этим людям мы сегодня в процессе. Киноведы нашего поколения не остались в этой области. Направились или в фотографию или абсолютно в другую область. Я вижу причину этого явления в Аязе Салаеве. Они хотят быть красноречивыми и иметь свою аудиторию слушателей. Это их позиция».
Ещё один молодой театровед Али Гаджилы отметил интересную черту молодых киноведов.
А.Гаджилы: «Я тоже вижу разрешение проблемы в образовании. Естественно, без усердия наших учителей мы бы не остались в процессе. Благодаря им через некоторое время у нас появилась влюблённость в театр. Студенты киноведческого факультета больше склонны к славе. Они хотят стать режиссёрами, операторами, фотографами, снимаются в сериалах. Стремятся стать популярными. И это связано с развитием кино».
Далее участники полемики выразили своё, достаточно разное мнение по поводу того, что без развития искусства развитие какого-либо «ведения» и театроведения в частности, по поводу важности критики, о создании рынка для изданий о театре; потому что как бы там не было изданиям о кино гарантирован более высокий уровень читателей чем для изданий о театре. Участники дискуссии также выразили желание об уделении помещения для подобных обсуждений, но исключительно о театре, естественно, в здании Союза Театральных Деятелей.